ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ об организации правотворческой деятельности администрации г. Хабаровска по разработке проектов решений Хабаровской городской Думы

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ  ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АДМИНИСТРАЦИИ  г. ХАБАРОВСКА ПО РАЗРАБОТКЕ

ПРОЕКТОВ РЕШЕНИЙ ХАБАРОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

(экспертное заключение)

     

      Введение. Переход к рыночным отношениям и построение демократического государства в России потребовали проведения масштабной и комплексной реформы публичной власти,  в том числе  внедрения новых механизмов и инструментов регулирования социально-экономических процессов. Ведущая роль в современном  государственном и муниципальном управлении принадлежит методам правового регулирования, а потому организация  эффективной правотворческой деятельности становятся главным приоритетом в деятельности исполнительных органов власти.

       Примером эффективной организации правотворческой деятельности в органах исполнительной власти  может сегодня служить деятельность Правительства РФ и федеральных министерств (см. схема), где разработаны и закреплены соответствующими правовыми актами все базовые элементы  законопроектной работы, в том числе:

_________________________

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ  от 1.06.2004 г. N 260 г.  О Регламенте Правительства РФ и Положении об Аппарате Правительства РФ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 15.04.2000г.   N 347 "О совершенствовании законопроектной деятельности  Правительства РФ"  (с изменениями от 2.08.2001)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительство РФ от 2 августа 2001 г. n 576 «Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.08.2004 N 424, от 02.02.2006 N 62)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 2.06.2004 г. N 264 г.  «Об утверждении Положения о Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности

ПРИКАЗ Министерство юстиции РФ от 3.03.1998 г.  №22 О порядке взаимодействия Министерства юстиции РФ с Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

ПРИКАЗ от 10 января 2001 года Министерство юстиции РФ № 3 и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ № 51 «Об утверждении методических правил по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти»

ПРИКАЗ Министерство юстиции РФ от 23 декабря 2005 г. № 248 Об утверждении регламента законопроектной деятельности  Министерства юстиции РФ

ПРИКАЗ от 7.08.2006 г.N 585 «Об утверждении Положения об организации деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ по правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей
 
 

-состав участников и  механизмы их взаимодействия,

-регламенты законопроектной работы,

-методические правила законопроектной работы,

-требования к документам (например, требований к концепции и разработке проектов федеральных законов)

-и т.д.

Многие субъекты федерации и муниципалитеты страны адаптируют эту практику и внедряют её в правотворческую деятельность своих органов исполнительной власти.

      Представляется целесообразным использовать практику  организации законопроектной работы в Правительстве РФ и федеральных министерствах и для анализа состояния правотворческий деятельности в исполнительных органах местного самоуправления Хабаровска - в администрации города.     

Состояние организации  правотворческой деятельности в администрации   г. Хабаровска по подготовке проектов Решений Хабаровской городской Думы  

     

     Поскольку деятельность органов местного самоуправления регулируется нормами публичного права, в котором действует метод правового регулирования «власть может делать только то, что ей предписано», то информационной базой для анализа могут служить муниципальные правые акты, определяющие правовые основы деятельности администрации г.Хабаровска и её структурных подразделений.

     Содержательный анализ данных актов показывает, что правовые основы организации правотворческой деятельности администрации города по подготовке проектов Решений Хабаровской городской Думы  имеет следующий вид:

     

Наименование документов

Содержание правового регулирования

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЭРА ГОРОДА ХАБАРОВСКА  от 21 февраля 2005 г. N 310

«О РЕГЛАМЕНТЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА»

Статья 11. Взаимодействие с Хабаровской городской Думой

     2. Структурные подразделения администрации города в перспективных и месячных планах работы указывают вопросы, требующие рассмотрения на заседаниях городской Думы.

     3. Перечень вопросов для включения в план заседаний Хабаровской городской Думы на полугодие формируется организационно-методическим отделом на основе предложений мэра, заместителей мэра, структурных подразделений, предоставляемых ежегодно в срок до 20 ноября и 20 мая соответственно, и направляется на согласование мэру города.

     4. Проекты решений Хабаровской городской Думы, пояснительные записки к ним с указанием целей и задач, решаемых этими актами, необходимость их принятия, финансово-экономическое обоснование представляются структурными подразделениями администрации города на рассмотрение мэру города.

     Подготовленные для рассмотрения проекты решений городской Думы должны иметь согласование соответствующих заместителей мэра, ответственных исполнителей, начальника юридического управления.
 

Статья 12. Взаимодействие с органами прокуратуры

     1. Проекты нормативных правовых актов Хабаровской городской Думы … после их согласования юридическим управлением направляются в прокуратуру Центрального района г. Хабаровска для заключения.

2. РАСПОРЯЖЕНИЕ  МЭР ГОРОДА ХАБАРОВСКА от 17 мая 2006 года № 1386-р «Об утверждении Положения о юридическом управлении администрации города Хабаровска»

 II. Основные задачи юридического управления.
  2.2.1. Проверка на соответствие требованиям законодательства:
     -  проектов решений Хабаровской городской Думы;
  2.2.4. Участие в подготовке решений Хабаровской городской Думы,
 

 III. Права и обязанности юридического управления.

     3.2. Юридическое управление обязано:
     3.2.1. Осуществлять правовую экспертизу по проектам … решений Хабаровской городской Думы,  …
  

     Отсюда следует, что Проекты решений Хабаровской городской Думы, пояснительные записки к ним с указанием

     -целей и задач, решаемых этими актами,

     -необходимость их принятия,

     -финансово-экономическое обоснование

представляются структурными подразделениями администрации города. Однако кто их разрабатывает??? Если предположить, что структурные подразделения администрации города не только представляют проекты, но и разрабатывают, то  в Положениях о структурных подразделениях администрации должно быть указание на наделение их такими полномочиями. Однако таких полномочий в Положениях, которые были проанализированы,  не обнаружено.

     В частности, несмотря на то, что Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов города Хабаровска разрабатывал «Правила создания, содержание и охраны зелёных насаждений территории городского округа «город Хабаровск»,  полномочий по разработке проектов Решений Хабаровской городской Думы в Положении о комитете, утверждённом Распоряжением  Мэра города Хабаровска от 17 апреля 2006 г. № 980-р,  нет.   

     Анализ содержания  Положения о юридическом управлении администрации города Хабаровска» показывает, что данное структурное подразделение также не наделено полномочиями по разработке проектов нормативных правовых актов Хабаровской городской Думы, а всего лишь   

     -осуществляет проверку на соответствие требованиям законодательства  проектов решений Хабаровской городской Думы;

     -участвует в подготовке решений Хабаровской городской Думы.
 

ВЫВОДЫ. В результате проведённого анализа так и не найдены ответы на  базовые вопросы организации в администрации города Хабаровска правотворческой деятельности по разработке проектов решений Хабаровской городской думы, а именно:

     -кто является участниками разработки проектов нормативных правовых актов  Думы, кто организует процесс и несёт ответственность за качественную разработку проектов?

     -каковы механизмы взаимодействия участников?

     -каков порядок  разработки проектов решений  Думы?

     -каковы требования к содержанию документов, которые должны разрабатываться в ходе подготовки проекта решения  Думы?

     -на каких методических основах осуществляется разработка проектов решений  Думы?

Это позволяет сделать вывод, что организация правотворческого процесса по разработке проектов решений Хабаровской городской думы находится в неудовлетворительном состоянии и требует незамедлительной корректировки. Очевидно, что при такой организации процесса получать качественные проекты решений Хабаровской городской думы невозможно в принципе.

      

     Заключение подготовила директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления, к.ф.-м.н., д.п.н., профессор Дальневосточного юридического института Тихоокеанского государственного университета

Н.П.Поличка  

16.11.2007