Некоммерческое партнерство «Дальневосточные правовые ресурсы» (НП «ДВПР») организовано 10 июня 1999 года.
Целями ДВПР являются:
- содействие повышению эффективности деятельности законодательных и представительных органов государственной власти и местного самоуправления в дальневосточных субъектах Российской Федерации.
- защита прав и законных интересов граждан и организаций.
Для реализации поставленной цели НП «ДВПР» осуществляет следующие виды деятельности:
- научные исследования по проблемам развития законодательства и нормативно-правового регулирования в дальневосточных субъектах Российской Федерации;
- оказание юридической помощи;
- создание специализированных информационных баз данных по различным правовым вопросам;
- разработка модельных нормативных правовых актов;
- оказание информационных, консультационных, консалтинговых, просветительских, образовательных, экспертных и иных услуг;
- разработка информационных, аналитических, учебных и методических материалов и пособий;
- разработка и реализация инновационных и социально значимых проектов;
- издательская и другие виды деятельности по распространению информации;
- другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
В 1999 г. творческая группа партнерства принимала активное участие в реализации проекта «Предупреждение коррупции институтами гражданского общества», который осуществлялся Российско-американским учебно-научным центром при финансовой поддержке Фонда Евразия. Целью проекта являлось выявления ошибок и пробелов в региональном законодательстве, создающих условия для коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.
В 2001-2002 творческая группа членов партнерства под руководством к.ю.н. М.А.Поличка принимала участие в реализации проекта «Развитие правовых механизмов предупреждения коррупции в управлении государственными и муниципальными ресурсами», осуществляемого при финансовой поддержке Фонда Евразия. В ходе реализации проекта разработана и апробирована технология антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы управления общественными ресурсами различной природы.
В 1999-2000 гг. творческая группа партнерства под руководством М.А.Поличка проводила работу по изучению эффективности законотворческого процесса в дальневосточных субъектах федерации, результатом которой было опубликование двух брошюр:
- Поличка М.А. Актуальные проблемы законодательной деятельности в субъектах федерации. - Хабаровск: ДВПР, 2000. -77с.;
- Поличка М.А. Кадровое обеспечение законотворческой деятельности в субъектах федерации: пути совершенствования. - Хабаровск: ДВПР, 2000.
Члены партнерства приняли активное участие в реализации проекта «Совершенствование законотворческого процесса в субъектах федерации», который осуществлялся Дальневосточной академией государственной службы при финансовой поддержке Фонда Евразия.
В 2000г. членами партнерства по заказу аналитических центров Москвы были подготовлены следующие аналитические материалы:
- «Анализ социально-экономического и политического положения в дальневосточном регионе» (февраль 2000 г.), -58 с.;
- «К проблеме реформирования государственной власти в дальневосточных территориях России» (март 2000г.) -22с.
В 2001-2002 гг. НП «ДВПР» реализовало проект «Разработка российского аналога NPM - новой модели управления обществом», который осуществлялся при финансовой поддержке Фонда Евразия и организационной поддержке Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.
Члены НП «ДВПР» входят в состав ряда комиссий, сформированных в аппарате Полпредства, в том числе в Межведомственную комиссию по поддержке развития местного самоуправления, в Комиссию по разграничению предметов ведения и полномочий.
НП «ДВПР» в 2001-2002 гг. издавало журнал «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке» и администрировало сайт «Местное самоуправление в Дальневосточном федеральном округе».
В период, январь 2003 - март 2004 г.г., при поддержке Аппарата Полномочного Представителя Президента РФ в ДВФО и Фонда Евразия реализован проект «Построение в г. Хабаровске государственно-общественной системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних».
Основные результаты проекта:
1. Первым и главным, на наш взгляд, результатом работы над проектом явилось построение новой Концепции государственно-общественной системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в субъектах федерации, включающей в себя:
- определение системы профилактики;
- технологию профилактической работы с неблагополучными семьями;
- проект «Защити себя сам», реализация которого направлена на формирование умений у детей осуществлять самостоятельные действия по защите своих прав;
- перечень обязательных социальных учреждений, которые должны существовать в территориях и работать в системе профилактики;
- основные современные формы семейного жизнеустройства детей, которые применяются в случае изъятия ребенка из семьи;
- правовое и финансовые механизмы включения НКО в работу по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
- полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в части профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
- новые подходы к управлению системой профилактики, основанные на развитие в субъектах федерации института уполномоченного по правам ребенка.
В настоящее время в России нет подобных аналогов. Отличие данного документа от существующих состоит в его системности, полноте, а также в учете и включении в систему всех наиболее современных подходов по всем аспектам профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Концепция может служить основой для анализа существующих региональных систем, а также для проектирования новых систем профилактики и разработки программ модернизации действующих.
2. Результатом проекта является создание правовых основ для реализации новой Концепции, которые сформулированы в Модельном законе субъекта федерации «О системе профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в субъектах федерации», аналогов которым также нет пока в России.
3. Результатом проекта является создание обширной методической базы для реализации Концепции. Она включает в себя
- подготовленные в ходе реализации проекта 9 брошюр, посвященных правовым основам системы профилактики, а также описывающих успешный опыт российских регионов по наиболее сложным элементам системы;
- материалы (в печатном виде), собранные в ходе поездок руководителя проекта по регионам России и в США;
- огромный массив информации на электронных носителях, собранных в ходе постоянного мониторинга ресурсов Интернет, который осуществлялся в течение двух лет (около 50 МБ).
4. Результатом проекта следует считать сформировавшуюся в ходе реализации команду специалистов, владеющий информацией о современных подходах к решению проблемы беспризорности, а также умениями проектировать подобные системы и обучать этому всех заинтересованных лиц, а также органы власти и НКО.
5. В ходе реализации периода проекта было проведено большое количество мероприятий, имеющих образовательную направленность. В результате сформировалась образовательная программа для депутатов и специалистов органов государственной власти и местного самоуправления на тему «Проектирование региональных систем профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в субъектах федерации и муниципальных образованиях».
6. Результатом проекта является апробация отдельных элементов Концепции, необходимость в которых явно ощущалась в г.Хабаровске, а именно:
- развитие сети учреждений и организаций, оказывающих помощь семье и детям (создание отделений психолого-педагогической помощи во всех Центрах социального обслуживания города, открытие телефона доверия, включение школьных социальных педагогов в систему, развитие сети учреждений НКО (при поддержке Фонда АРО));
- создание справочно-информационной базы об учреждениях, оказывающих помощь и массовое распространение её среди жителей города (выпуск буклетов «Если ребенок с семье», «Поможем нашим детям»);
- создание информационных условий для перевода детей, находящихся в детских домах города в семейные формы жизнеустройства и развития приёмных семей в Хабаровске(открытие постоянной рубрики «Возьми меня» в газете «Хабаровские вести»);
- внедрение новой технологии управленческой деятельности структурных подразделений администраций округов, курирующих работу с беспризорными и безнадзорными детьми;
- создание системы комплексного воздействия на общественное сознание для осознания важности проблемы, включающей в себя: радио- и телепередачи; статьи в газетах; буклеты для граждан города; встречи со студентами вузов, обучающихся по специальности «Социальная работа»; выступления на конференциях, семинарах, круглых столах; работа с общественно-политическими партиями и движениями; организация публичных слушаний в представительных органах; и т.д.
7. Представляется важным привлечение внимания федеральных органов власти РФ Полномочного Представителя Президента РФ в ДВФО и его Аппарата, а также окружных федеральных органов исполнительной власти (прокуратура, юстиция, МВД) к деятельности органов государственной власти субъектов федерации ДВФО по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних системы развития системы в целях обеспечения реализации субъектами федерации округа данной компетенции.
Представляется, что полученные в ходе реализации проекта имеют теоретическую, практическую значимость и носят институциональный характер. Это позволит использовать их для анализа существующих региональных систем, а также для проектирования новых систем профилактики и разработки программ модернизации действующих. На примере г.Хабаровска уже стало очевидным, что такой системный институциональный подход к решению проблемы способствуют существенному повышению эффективности профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
В период, октябрь 2005 - август 2006 г.г. при поддержке MSI, США, реализован проект «Информационно-правовые механизмы профилактики коррупции в приватизации муниципального имущества».
Основные результаты проекта:
1) Выявлены муниципальные районы и городские округа в Хабаровском каре, где не исполняется требование информационной открытости процесса приватизации муниципального имуществ (что, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для коррупции). Соответствующая информация доведена до сведения правоохранительных органов.
2) Разработаны модельные решения для органов местного самоуправления по обеспечению информационной открытости приватизации муниципального имущества и предложены данным органам для их реализации (универсальный продукт, который может быть перенесен в любой другой регион).
3)Привлечено внимание гражданских организаций к необходимости осуществления гражданского контроля за информационной открытостью процесса приватизации.
В период, июнь 2007 - июнь 2008 г.г., при поддержке MSI, США, реализован проект «Инфраструктура», построение инфраструктуры поддержки деятельности населения по защите и продвижению своих интересов в органы власти (разработка базовых элементов инфраструктуры поддержки деятельности населения по защите и продвижению своих интересов в органы власти (системы информационной, экспертной, консалтинговой и образовательной поддержки)).
Основные результаты проекта: построены первые элементы инфраструктуры поддержки деятельности населения по защите и продвижению своих интересов в органы власти; Деятельность инфраструктуры поддержки создала благоприятные условия её пользователям для успешной реализации своих проектов, в том числе у всех заинтересованных лиц и организаций:
- повышен уровень информированности;
- сформировано умение продвигать свои интересы в рамках существующего законодательства с использованием механизма и различных форм участия в осуществлении местного самоуправления.
В период, апрель 2008 - март 2009 г.г., при поддержке MSI, США, реализован проект «Центр защиты общественных интересов - город Хабаровск», содействие инициативным группам граждан и юридическим лицам в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту их прав и законных интересов в муниципальных образованиях Хабаровского края.
Основные результаты проекта:
Деятельность Хабаровского центра защиты общественных интересов создала благоприятные условия пользователям его услуг для успешной реализации своих проектов, в том числе у всех заинтересованных лиц и организаций:
- повышен уровень правовой информированности;
- сформировано умение продвигать свои интересы в рамках существующего законодательства с использованием механизма и различных форм участия в осуществлении местного самоуправления.
В период, январь 2009 - октябрь 2009 г.г. , при поддержке Общественной палаты РФ, реализован проект в сфере защиты прав и свобод человека и правового просвещения граждан - «Защита прав граждан при осуществлении инвестиционных проектов в муниципальных образованиях». Цель проекта - совершенствование системы защиты конституционных прав граждан при осуществлении инвестиционных проектов в муниципальных образованиях.
Основные результаты проекта:
- выявлены проблемы в существующих системах защиты исследованных прав граждан;
- определён перечень муниципальных правовых актов, которые должны быть приняты для защиты прав граждан при осуществлении инвестиционных проектов;
- разработаны модельные правовые акты;
- разработаны образовательные программы и методические рекомендации для граждан, желающих осуществлять самостоятельные действия по защите своих прав (брошюры);
- граждане могут более эффективно защищать свои права;
- созданы условия для минимизации рисков инвесторов при осуществлении инвестиционных проектов в части соблюдения прав граждан.
В настоящее время, реализуется проект "Поддержка альтернативных форм развития дошкольного образования".
Члены некоммерческого партнерства входят в состав общественных советов при органах власти:
с 2009 года - Методический совет при Правительстве Хабаровского края
с 2011 года - Общественный совет при Межрегиональном территориальном управлении Федеральной службы финансова-бюджетного надзора в Хабаровском крае