Некоммерческое партнерство «Дальневосточные правовые ресурсы»

     Некоммерческое партнерство «Дальневосточные правовые ресурсы» (НП «ДВПР») организовано 10 июня 1999 года.

     Целями ДВПР являются: 

  • содействие повышению эффективности деятельности законодательных и представительных органов государственной власти и местного самоуправления в дальневосточных субъектах Российской Федерации.
  • защита прав и законных интересов граждан и организаций.

     Для реализации поставленной цели НП «ДВПР» осуществляет следующие виды деятельности: 

  • научные исследования по проблемам развития законодательства и нормативно-правового регулирования в дальневосточных субъектах Российской Федерации;
  • оказание юридической помощи;
  • создание специализированных информационных баз данных по различным правовым вопросам;
  • разработка модельных нормативных правовых актов;
  • оказание информационных, консультационных, консалтинговых, просветительских, образовательных, экспертных  и иных услуг;
  • разработка информационных, аналитических, учебных и методических материалов и пособий;
  • разработка и реализация инновационных и социально значимых проектов;
  • издательская и другие виды деятельности по распространению информации;
  • другие виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.

     В 1999 г. творческая группа партнерства  принимала активное участие в реализации проекта «Предупреждение коррупции институтами гражданского общества», который осуществлялся Российско-американским учебно-научным центром при финансовой поддержке Фонда Евразия. Целью проекта  являлось выявления ошибок и пробелов в региональном законодательстве, создающих условия для коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления.  

     В 2001-2002 творческая группа членов партнерства под руководством к.ю.н. М.А.Поличка  принимала участие в реализации проекта «Развитие правовых механизмов предупреждения коррупции в управлении государственными и муниципальными ресурсами», осуществляемого при финансовой поддержке Фонда Евразия. В ходе реализации проекта разработана и апробирована технология  антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, регулирующих  вопросы управления общественными ресурсами различной природы.

     В 1999-2000 гг. творческая группа партнерства под руководством М.А.Поличка  проводила работу по изучению эффективности законотворческого процесса в дальневосточных субъектах федерации, результатом которой было опубликование двух брошюр:   

  • Поличка М.А. Актуальные проблемы законодательной деятельности в субъектах федерации. - Хабаровск: ДВПР, 2000. -77с.;
  • Поличка М.А. Кадровое обеспечение законотворческой деятельности в субъектах федерации: пути совершенствования. - Хабаровск: ДВПР, 2000.

     Члены партнерства приняли активное участие в реализации проекта «Совершенствование законотворческого процесса в субъектах федерации», который осуществлялся Дальневосточной академией государственной службы при финансовой поддержке Фонда Евразия.

     В 2000г. членами партнерства по заказу аналитических центров Москвы были подготовлены следующие аналитические материалы: 

  • «Анализ социально-экономического и политического положения в дальневосточном регионе» (февраль 2000 г.), -58 с.;
  • «К проблеме реформирования государственной власти в дальневосточных территориях России» (март 2000г.) -22с.

     В 2001-2002 гг. НП «ДВПР» реализовало проект «Разработка российского аналога NPM - новой модели управления обществом», который осуществлялся при финансовой поддержке Фонда Евразия и организационной поддержке Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.

     Члены  НП «ДВПР» входят в состав ряда комиссий, сформированных  в  аппарате Полпредства, в том числе в Межведомственную комиссию по поддержке развития местного самоуправления, в Комиссию по разграничению предметов ведения и полномочий.

     НП «ДВПР» в 2001-2002 гг. издавало журнал «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке» и администрировало сайт «Местное самоуправление в Дальневосточном федеральном округе».  

     В период, январь 2003 - март 2004 г.г., при поддержке Аппарата Полномочного Представителя Президента РФ в ДВФО и Фонда Евразия реализован  проект «Построение в г. Хабаровске государственно-общественной системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних».

     Основные результаты проекта:

     1. Первым и главным, на наш взгляд, результатом работы над проектом явилось построение новой Концепции государственно-общественной системы  профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в субъектах федерации, включающей в себя: 

  • определение системы профилактики;
  • технологию профилактической работы с неблагополучными семьями;
  • проект «Защити себя сам», реализация которого направлена на формирование умений у детей осуществлять самостоятельные действия по защите своих прав;
  • перечень обязательных социальных учреждений, которые должны существовать в территориях и работать в системе профилактики;
  • основные современные формы семейного жизнеустройства детей, которые применяются в случае изъятия ребенка из семьи;
  • правовое и финансовые механизмы включения НКО в работу по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
  • полномочия органов государственной власти и местного самоуправления  в части профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних;
  • новые подходы к управлению системой профилактики, основанные на развитие в субъектах федерации института уполномоченного по правам ребенка.

     В настоящее время в России нет подобных аналогов. Отличие данного документа от существующих состоит в его системности, полноте, а также в учете и включении в систему  всех наиболее современных подходов по всем аспектам профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

     Концепция может служить основой для анализа существующих региональных систем, а также для проектирования  новых систем профилактики  и разработки программ модернизации действующих.

     2. Результатом проекта является создание правовых основ для реализации новой Концепции, которые сформулированы в Модельном законе субъекта федерации  «О системе профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в субъектах федерации», аналогов которым также нет пока в России.

     3. Результатом проекта является создание обширной методической базы для реализации Концепции. Она включает в себя 

  • подготовленные в ходе реализации проекта 9 брошюр, посвященных правовым основам системы профилактики, а также описывающих успешный опыт российских регионов по наиболее  сложным элементам системы;
  • материалы (в печатном виде), собранные в ходе поездок руководителя проекта по регионам России и в США;
  • огромный массив информации на электронных носителях, собранных в ходе постоянного мониторинга ресурсов Интернет, который осуществлялся  в течение двух лет (около 50 МБ).

     4. Результатом проекта следует считать сформировавшуюся  в ходе реализации  команду специалистов, владеющий информацией о  современных подходах к решению проблемы беспризорности, а также умениями проектировать подобные системы и обучать этому всех заинтересованных лиц, а также органы власти и НКО.

     5. В ходе реализации периода проекта было проведено большое количество  мероприятий, имеющих образовательную направленность. В результате сформировалась образовательная программа для депутатов и специалистов органов государственной власти и местного самоуправления на тему «Проектирование региональных систем профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних в субъектах федерации и муниципальных образованиях».

     6. Результатом проекта является апробация отдельных элементов Концепции, необходимость в которых явно ощущалась в г.Хабаровске, а именно: 

  • развитие сети учреждений и организаций,   оказывающих помощь семье и детям (создание отделений психолого-педагогической помощи во всех Центрах социального обслуживания города, открытие телефона доверия, включение школьных социальных педагогов в систему, развитие сети учреждений НКО (при поддержке Фонда АРО));
  • создание справочно-информационной базы об учреждениях, оказывающих помощь и массовое распространение её среди жителей города (выпуск буклетов «Если ребенок с семье», «Поможем нашим детям»);
  • создание информационных условий для перевода детей, находящихся в детских домах города в семейные формы жизнеустройства и развития приёмных семей в Хабаровске(открытие постоянной рубрики «Возьми меня» в газете  «Хабаровские вести»);
  • внедрение новой технологии управленческой деятельности структурных подразделений администраций округов, курирующих  работу с беспризорными и безнадзорными детьми;
  • создание системы комплексного воздействия на общественное сознание для осознания важности проблемы, включающей в себя:  радио- и телепередачи; статьи в газетах; буклеты для граждан города; встречи со студентами вузов, обучающихся по специальности «Социальная работа»; выступления на конференциях, семинарах, круглых столах; работа с общественно-политическими партиями и движениями; организация публичных слушаний в представительных органах; и т.д.

     7. Представляется важным привлечение внимания федеральных органов власти РФ  Полномочного Представителя Президента РФ в ДВФО и его Аппарата, а также  окружных  федеральных  органов исполнительной власти (прокуратура, юстиция, МВД) к деятельности органов государственной власти субъектов федерации ДВФО по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних системы развития системы в целях обеспечения реализации субъектами федерации округа данной компетенции.

     Представляется, что полученные в ходе реализации проекта имеют  теоретическую, практическую значимость и носят институциональный характер. Это позволит использовать их для анализа существующих региональных систем, а также для проектирования  новых систем профилактики  и разработки программ модернизации действующих. На примере г.Хабаровска уже стало очевидным, что такой системный институциональный подход к решению проблемы способствуют существенному повышению эффективности профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.  

     В период, октябрь 2005 - август 2006 г.г. при поддержке MSI, США, реализован проект «Информационно-правовые механизмы профилактики  коррупции в приватизации муниципального имущества».

     Основные результаты проекта:

     1) Выявлены муниципальные районы и городские округа в Хабаровском каре, где не исполняется требование информационной открытости процесса приватизации муниципального имуществ (что, в свою очередь, создаёт благоприятные условия для коррупции). Соответствующая информация доведена до сведения правоохранительных органов.

     2) Разработаны модельные решения для органов местного самоуправления по  обеспечению информационной открытости приватизации муниципального имущества и предложены данным органам для их реализации (универсальный продукт, который может быть перенесен в любой другой регион).  

     3)Привлечено внимание гражданских  организаций к необходимости осуществления гражданского контроля за информационной открытостью  процесса приватизации.

     В период, июнь 2007 - июнь 2008 г.г., при поддержке MSI, США, реализован проект «Инфраструктура», построение инфраструктуры поддержки деятельности населения по защите и продвижению своих интересов в органы власти (разработка базовых элементов инфраструктуры поддержки деятельности населения по защите и продвижению своих интересов в органы власти (системы информационной, экспертной, консалтинговой и образовательной поддержки)).

     Основные результаты проекта: построены первые элементы  инфраструктуры поддержки деятельности населения по защите и продвижению своих интересов в органы власти; Деятельность инфраструктуры поддержки создала благоприятные  условия  её пользователям для успешной  реализации своих проектов, в том числе у всех заинтересованных лиц и организаций: 

  • повышен уровень информированности;
  • сформировано умение продвигать свои интересы в рамках существующего законодательства с использованием механизма и различных форм участия в осуществлении местного самоуправления.  

     В период, апрель 2008 - март 2009 г.г., при поддержке MSI, США, реализован проект «Центр защиты общественных интересов - город Хабаровск», содействие инициативным группам граждан и юридическим лицам  в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту их прав и законных интересов в муниципальных образованиях Хабаровского края.

Основные результаты проекта:

Деятельность Хабаровского центра защиты общественных интересов создала благоприятные условия пользователям его услуг для успешной реализации своих проектов, в том числе у всех заинтересованных лиц и организаций:

- повышен уровень правовой информированности;

- сформировано умение продвигать свои интересы в рамках существующего законодательства с использованием механизма и различных форм участия в осуществлении местного самоуправления.

    В период, январь 2009 - октябрь 2009 г.г. , при поддержке Общественной палаты РФ, реализован проект в сфере  защиты прав и свобод человека и правового просвещения граждан - «Защита прав граждан при осуществлении инвестиционных проектов в муниципальных образованиях». Цель проекта - совершенствование системы защиты конституционных прав граждан при осуществлении инвестиционных проектов в муниципальных образованиях.

 Основные результаты проекта:

  • выявлены проблемы в  существующих  системах защиты исследованных прав граждан;
  • определён перечень муниципальных правовых актов, которые должны быть приняты для защиты прав граждан при осуществлении инвестиционных проектов;
  • разработаны модельные правовые акты;
  • разработаны образовательные программы и  методические рекомендации  для граждан, желающих осуществлять самостоятельные действия по защите своих прав (брошюры);
  • граждане могут более эффективно защищать свои права;
  • созданы условия для минимизации рисков инвесторов при осуществлении инвестиционных проектов в части соблюдения прав граждан.

В настоящее время, реализуется проект "Поддержка альтернативных форм развития дошкольного образования".

Члены некоммерческого партнерства входят в состав общественных советов при органах власти:

с 2009 года - Методический совет при Правительстве Хабаровского края

с 2011 года - Общественный совет при Межрегиональном территориальном управлении Федеральной службы финансова-бюджетного надзора в Хабаровском крае