ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о проблемах, существующих на рынке ритуальных услуг в г.Хабаровске

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о проблемах, существующих на рынке ритуальных услуг в г.Хабаровске

 

     Анализ состояния рынка ритуальных услуг в г.Хабаровске выявил следующие проблемы:

     

     1). В соответствии с ФЗ №8 «О погребении и похоронном деле» (далее  ФЗ№8) на территории РФ каждому человеку после его смерти гарантируется  оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

  • оформление документов, необходимых для погребения;
  • предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
  • перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
  • погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Очевидно, что данный перечень не полон и похоронить умершего гражданина с помощью этих услуг невозможно. В частности,  в нём нет услуги по доставке умершего с места смерти (в том числе с мест ДТП) в морг.   
 

      2). В соответствии с п.3 ст. 9 ФЗ №8  «…возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 1 000 рублей (в Хабаровске 1200 =1000+районный коэффициент).  Данный размер финансирования был установлен в 1996 году и давно уже не соответствует фактической стоимости затрат. Для решения данной проблемы в прежней редакции ФЗ №8, действовавшей до 1 января 2005 года, была введена норма

      В случае, если в субъекте РФ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, превышает 1000 рублей, субъект РФ самостоятельно за счет собственных источников определяет порядок возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости указанных услуг в части, превышающей 1000 рублей.
 

Как показал анализ, возмещение затрат шло путём перечисления соответствующих сумм в местный бюджет и только для муниципальных унитарных предприятий.  

     Однако после 1 января 2005 года данная норма в ФЗ №8 утратила силу, и фактически заменена на следующую норму в ст. 26.3 ФЗ №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных  органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:

     

     К полномочиям органов государственной власти субъекта  РФ по  предметам  совместного  ведения, осуществляемым   данными органами самостоятельно  за  счет  средств  бюджета  субъекта  РФ  относится решение вопросов:

     ………

       41) предоставление материальной и иной помощи для погребения.  

     

Отсюда следует, что каждый субъект федерации должен сам решить вопрос о видах и  размере помощи для погребения и принять закон субъекта федерации об установлении соответствующего расходного обязательства.  Однако, несмотря на то, что данная норма вступила в силу  1 января 2005 года  в Хабаровском крае, такого закона до сих пор не принято, что приводит к неисполнению государственной гарантии по погребению на территории Хабаровского края.
 

     3). Пункт 2 ст. 25 ФЗ №8 устанавливает, что

     

     2. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.     

     

     Очевидно, что данная норма в части специализированных служб, создаваемых органами местного самоуправления, не способствует  развитию рыночных отношений в сфере ритуальных услуг. В частности, администрация  г.Хабаровска трактует эту норму  как создание «неестественной» монополии - муниципального унитарного предприятия «Спецкомбинат» (пункт 2 Постановления Мэра города  от 23.05.2005 №827 «Об организации похоронного дела в г.Хабаровске») и передаёт ей право по управлению всеми  кладбищами г.Хабаровска. К тому же этот же МУП оказывает ещё и ритуальные услуги. Это противоречит п. 1 ст. 15 ФЗ №135 «О защите конкуренции», поскольку даёт преимущество одному хозяйствующему субъекту и ограничивает конкуренцию на рынке ритуальных услуг Хабаровска.

          

     4) В соответствии с РЕШЕНИЕМ Хабаровской городской Думы от 25.01.2005 № 27 «О погребении и похоронном деле в городе Хабаровске»
 

Статья 3. Основы организации похоронного дела

     1. Организация похоронного дела осуществляется администрацией города через специализированную службу. Погребение умерших и оказание услуг по погребению осуществляется специализированной службой.

     2.  Взаимодействие специализированной службы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими ритуальные услуги, осуществляется на основании Договора.

     

      Данная статья противоречит п. 3 ст. 15  ФЗ №135 «О защите конкуренции», поскольку совмещает в лице  СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ СЛУЖБЕ две функции, а именно функцию органа местного самоуправления по «ОРГАНИЗАЦИИ» и функцию хозяйствующего субъекта по «ПОГРЕБЕНИЮ». Пункт 2 данной статьи фактически дано право  хозяйствующему субъекту  через заключение Договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающи-

     

ми ритуальные услуги, устанавливать свои «правила игры» на рынке ритуальных услуг, что противоречит п. 1 ст. 15 ФЗ №135 «О защите конкуренции», поскольку даёт преимущество одному хозяйствующему субъекту-  МУПу.    
 

     5)  Пункт 4 Порядка организации похоронного дела в г.Хабаровске утверждённого Постановлением Мэра города  от 23.05.2005 №827 «Об организации похоронного дела в г.Хабаровске» устанавливает, что МУЗ "Городская станция скорой медицинской помощи" после установления факта смерти круглосуточно передает информацию  только в специализированную службу, то есть в МУП «Спецкомбинат». Это противоречит п. 1 ст. 15 ФЗ №135 «О защите конкуренции», поскольку даёт преимущество одному хозяйствующему субъекту и ограничивает конкуренцию.
 

     6). В соответствии с ФЗ №131 вопросом местного значения является «содержание мест захоронения». Это означает, что на содержание кладбищ Хабаровска должны планироваться и выделяться бюджетные средства. Однако, анализ бюджета города за последние несколько лет  показывает, что деньги выделяются, как правило,  «на строительство кладбищенских комплексов в с. Матвеевка и с.Анастасьевка». Это приводит к тому, что деньги на содержание мест захоронения в Хабаровске (что является вопросом местного значения и должно финансироваться из местного  бюджета) собираются с частных ритуальных агентств  в соответствии с Договором, который они вынуждены заключать с МУПом. А именно, в соответствии с Договором:

     

     2.1.10. «ПОСРЕДНИК» обязуется производить ежемесячные выплаты в размере 8 000 (восемь тысяч) рублей (96 тысяч в год) на проведение субботников и благоустройство территории кладбищ.
 

«Посредником» в данном договоре называются юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающими ритуальные услуги в Хабаровске. Кроме того, в  соответствии с этим же Договором, все хозяйствующие субъекты, работающие на рынке ритуальных услуг, вынуждены выполнять дополнительные функции, которые никем не компенсируются, а именно:

      

     2.1.3. Знакомить граждан с Порядком деятельности общественных кладбищ и правил содержания мест погребения, утвержденных Хабаровской городской Думой (№ 27 от 25.01.2005 г.).

      2.1.8. Обеспечить надлежащий уход за захоронениями в течение первого года после захоронения, не менее 3-х раз или заключить возмездный договор с «ПРЕДПРИЯТИЕМ» по уходу за могилой в первый год захоронения согласно фактических расходов. В случае антисанитарного состояния захоронения «ПРЕДПРИЯТИЕ» вправе досрочно расторгнуть настоящий договор.

      

     7). В соответствии с Постановлением Мэра города  от 23.05.2005 №827 «Об организации похоронного дела в г.Хабаровске» вывоз умерших граждан в морг должен осуществлять МУП «Спецкомбинат». Это означает, что тарифы на данную услугу, в соответствии с ФЗ №131,  должны утверждаться представительным органом местного самоуправления - Хабаровской городской Думой. Однако, как показал содержательный анализ ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЭРА ГОРОДА ХАБАРОВСКА от 7 апреля 2006 г.

     

№ 421 Об утверждении тарифов на ритуальные услуги, оказываемые МУП г. Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания» (с изменениями на 19 июня 2006 года), такой услуги и соответственно тарифа на неё в данном правовом акте нет. Вместе с тем, как показали опросы граждан, стоимость данной услуги в настоящее время в МУПе составляет  850 рублей.  

      

      8). В соответствии с п.6-6.5 Постановления Мэра города  от 23.05.2005 №827 «Об организации похоронного дела в г.Хабаровске» бюджет города возмещает МУП «Спецкомбинат» разницу между фактической стоимостью гарантированного перечня - 7102рублей и 1200 рублей (стоимость гарантированного перечня, установленная  ФЗ №8). Это противоречит:

     

  • п. 41 ст. 26.3 ФЗ №184, в  соответствии с которым «предоставление материальной и иной помощи для погребения» должно финансироваться из средств краевого бюджета;


 

  • п. 6 ст. 53 ФЗ №131, в соответствии с которым «осуществление расходов местных бюджетов на  финансирование полномочий  органов государственной власти субъектов РФ не допускается;


 

  • п.1 ст. 15 ФЗ №135 «О защите конкуренции», поскольку частным ритуальным фирмам ничего не возмещается.


 
 
 

Директор ДВНЦМС                                                                                 Н.П. Поличка

16.11.2006г.