Законопроект «Об опеке и попечительстве»

    

Законопроект «Об опеке и попечительстве»
 

     Говоря об опеке и попечительстве как социальном институте, представляется, что основными его участниками являются:

     -граждане, нуждающиеся в помощи (опекаемые);

     -граждане, которые выразили готовность помочь нуждающимся (опекуны, попечители,..);

     -государство, которое регулирует отношения между теми и другими и содействует  развитию этого социального института.

Поэтому представляется целесообразным  в этой же логике структурировать законопроект, а именно, должны быть:

     Глава  об опекаемых, в том числе:

  • их права и обязанности как человека и гражданина, которые они самостоятельно не могут исполнять, а потому им нужна помощь;
  • их права и обязанности в роли опекаемых (наверняка таковые есть),
  • ……….


 

     Глава об опекунах, в том числе:

  • кто может быть опекуном и откуда они могут появляться,
  • требования к опекунам,….
  • права и обязанности как опекунов. Здесь надо подробно описывать, что он должен делать при защите или исполнении каждого права и каждой обязанности  опекаемого;
  • условия, при которых он исполняет обязанности опекуна, в том числе:  финансовые,  материальные, информационные, консалтинговая помощь,…..
  • ответственность за нарушение взятых на себя обязательств по опекунству,          ………………


 

     Глава о государстве, которое берёт на себя следующие обязательства:

  • регулировать отношения между  опекаемыми и опекунами, в том числе:
    • создавать правила  взаимоотношений,
    • контролировать выполнение правил  обеими сторонами,
    • разрешать споры,
    • устанавливать и прекращать данные отношения (назначение опекунов,…)
    • …………..
  • создавать условия, чтобы этот социальный институт эффективно функционировал и развивался, в том числе:


 

  • выявлять граждан, нуждающихся в опекунстве,
  • осуществлять поиск и подбор опекунов,
  • учить опекунов,
  • оказывать  опекунам  материальную,  информационную, консультационную (психологическую, юридическую,…   ….) и другие виды помощи,
  • стимулировал опекунскую и попечительскую деятельность,
  • ………………

     Здесь же должно быть описано, через какие свои органы (в том числе,  например, уполномоченных по правам ребёнка,….),   структурные подразделения власти и государственные учреждения  власть будет исполнять свои обязанности. Очевидно, что органы опеки и попечительства - это управленческие структуры, вряд ли целесообразно, чтобы они непосредственно оказывали помощь опекунам в их деятельности. Нужны конкретные социальные учреждения (например,  территориальные центры помощи семье и детям, …….), которые будут это делать, или государственный заказ под эти функции и размещение его на конкурсной основе. Надо планировать  расходные обязательства бюджетов под эту работу. Сейчас в большинстве случаев этой работы нет (по крайней мере в нас в Дальневосточном федеральном округе)  и опекуны остаются один на один со своими проблемами.    
 

     В связи с переходом России от  концепции патерналистского государства к концепции субсидиарного государства, власть должна брать на себя те и только те функции, которые никто, кроме неё не должен исполнять (например, установление правил - законодательство,…) или сейчас пока никто не может (не хочет)  исполнять (работа с опекунами в части оказаниям им всех видов помощи), а потребность в этом есть.  При этом государство должно в этом законе уже создавать условия, которые будут способствовать передаче «в народ» ряда функции, которые традиционно исполняют органы власти.

     Например, обучение и консультирование  опекунов передавать некоммерческим организациям,   контроль за их деятельностью опекунов - общественным советам,….., разрешение споров - в досудебные формы разрешения споров,… и т.д. Очевидно, что надо заявить и об ассоциациях опекунов, и их поддержке со стороны государства. Пусть они сами объединяются, формулируют свои проблемы и интересы,  отстаивают их,  вносят предложения по развитию  системы. Одним словом,  гражданская составляющая в этом социальном институте должна быть весьма  значимой, а её пока вообще не видно в законопроекте.

     Представляется, что и опекуны, и государство должны быть поставлены  в равные условия. Если вы предлагаете отчёты опекунов, то почему нет отчётов органов  власти за исполнение своих обязанностей.  
 

     Одним словом, нам представляется, что законопроект нуждается в доработке  по перечисленным выше вопросам.

     

Директор ДВНЦМС                                                                                                Н.П. Поличка

28.11.2006