Законопроект «Об опеке и попечительстве»
Говоря об опеке и попечительстве как социальном институте, представляется, что основными его участниками являются:
-граждане, нуждающиеся в помощи (опекаемые);
-граждане, которые выразили готовность помочь нуждающимся (опекуны, попечители,..);
-государство, которое регулирует отношения между теми и другими и содействует развитию этого социального института.
Поэтому представляется целесообразным в этой же логике структурировать законопроект, а именно, должны быть:
Глава об опекаемых, в том числе:
- их права и обязанности как человека и гражданина, которые они самостоятельно не могут исполнять, а потому им нужна помощь;
- их права и обязанности в роли опекаемых (наверняка таковые есть),
- ……….
Глава об опекунах, в том числе:
- кто может быть опекуном и откуда они могут появляться,
- требования к опекунам,….
- права и обязанности как опекунов. Здесь надо подробно описывать, что он должен делать при защите или исполнении каждого права и каждой обязанности опекаемого;
- условия, при которых он исполняет обязанности опекуна, в том числе: финансовые, материальные, информационные, консалтинговая помощь,…..
- ответственность за нарушение взятых на себя обязательств по опекунству, ………………
Глава о государстве, которое берёт на себя следующие обязательства:
- регулировать отношения между опекаемыми и опекунами, в том числе:
- создавать правила взаимоотношений,
- контролировать выполнение правил обеими сторонами,
- разрешать споры,
- устанавливать и прекращать данные отношения (назначение опекунов,…)
- …………..
- создавать условия, чтобы этот социальный институт эффективно функционировал и развивался, в том числе:
- выявлять граждан, нуждающихся в опекунстве,
- осуществлять поиск и подбор опекунов,
- учить опекунов,
- оказывать опекунам материальную, информационную, консультационную (психологическую, юридическую,… ….) и другие виды помощи,
- стимулировал опекунскую и попечительскую деятельность,
- ………………
Здесь же должно быть описано, через какие свои органы (в том числе, например, уполномоченных по правам ребёнка,….), структурные подразделения власти и государственные учреждения власть будет исполнять свои обязанности. Очевидно, что органы опеки и попечительства - это управленческие структуры, вряд ли целесообразно, чтобы они непосредственно оказывали помощь опекунам в их деятельности. Нужны конкретные социальные учреждения (например, территориальные центры помощи семье и детям, …….), которые будут это делать, или государственный заказ под эти функции и размещение его на конкурсной основе. Надо планировать расходные обязательства бюджетов под эту работу. Сейчас в большинстве случаев этой работы нет (по крайней мере в нас в Дальневосточном федеральном округе) и опекуны остаются один на один со своими проблемами.
В связи с переходом России от концепции патерналистского государства к концепции субсидиарного государства, власть должна брать на себя те и только те функции, которые никто, кроме неё не должен исполнять (например, установление правил - законодательство,…) или сейчас пока никто не может (не хочет) исполнять (работа с опекунами в части оказаниям им всех видов помощи), а потребность в этом есть. При этом государство должно в этом законе уже создавать условия, которые будут способствовать передаче «в народ» ряда функции, которые традиционно исполняют органы власти.
Например, обучение и консультирование опекунов передавать некоммерческим организациям, контроль за их деятельностью опекунов - общественным советам,….., разрешение споров - в досудебные формы разрешения споров,… и т.д. Очевидно, что надо заявить и об ассоциациях опекунов, и их поддержке со стороны государства. Пусть они сами объединяются, формулируют свои проблемы и интересы, отстаивают их, вносят предложения по развитию системы. Одним словом, гражданская составляющая в этом социальном институте должна быть весьма значимой, а её пока вообще не видно в законопроекте.
Представляется, что и опекуны, и государство должны быть поставлены в равные условия. Если вы предлагаете отчёты опекунов, то почему нет отчётов органов власти за исполнение своих обязанностей.
Одним словом, нам представляется, что законопроект нуждается в доработке по перечисленным выше вопросам.
Директор ДВНЦМС Н.П. Поличка
28.11.2006