Опубликована статья Шило Е.Б. о проекте «Защита прав граждан при осуществлении инвестиционных проектов в муниципальных образованиях» в журнале «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке» № 4(32) 2009 г

30.08.2009

Опубликована статья Шило Е.Б. о  проекте «Защита прав граждан при осуществлении инвестиционных проектов в муниципальных образованиях» в журнале «Местное самоуправление на российском Дальнем Востоке» № 4(32) 2009 г.
 
 

Е.Шило,
руководитель проекта

ПРОЕКТ

«ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ»
 

Проблема, на решение которой направлен проект

Как показывает анализ публикаций СМИ и решений, принимаемых правоохранительными и судебными органами, многие инвестиционные проекты, осуществляемые в Хабаровске, реализуются с нарушением конституционных прав граждан. В первую очередь речь идет о нарушении права собственности (ст. 35 Конституции РФ) в результате захвата инвесторами земельных участков, входящих в состав общедолевого имущества жителей многоквартирных домов. А также - права на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) в результате вырубки зеленых насаждений, нарушения экологических и санитарных норм при строительстве. Почему так происходит и что с этим делать?

Некоммерческое партнёрство «Дальневосточные правовые ресурсы» решило разобраться и дать ответы на данные вопросы. Для этого разработан и в настоящее время  реализуется при грантовой поддержке Президента РФ  проект «Защита прав граждан при осуществлении инвестиционных проектов в муниципальных образованиях»
 

Цели и задачи проекта

Основной целью которого является совершенствование системы защиты конституционных прав граждан при осуществлении инвестиционных проектов в муниципальных образованиях.

Для достижения данной цели были поставлены и решаются слудующие задачи:

     Задача 1.  Построить существующие модели защиты конституционных прав граждан  на благоприятную окружающую среду и права на земельный участок как часть  общедолевой собственности жильцов многоквартирных домов.

     Задача 2.  Проанализировать практику функционирования систем защиты прав граждан и сформировать перечень проблем существующих в данных системах в муниципальных образованиях.

     Задача 3. Разработать и апробировать предложения по решению выявленных проблем.

     Представляется, что в качестве предложений по решению выявленных проблем могут быть проекты муниципальных правовых актов или поправок в действующие правовые акты, необходимых для эффективного функционирования систем защиты прав граждан, а также образовательные программы и методические рекомендации  для граждан и инвесторов.

     Задача 4. Распространение результатов,  полученных в ходе решения задач 1-3.
 

Первые  результаты проекта

Первые  результаты, полученные в ходе решения данных задач привели к следующием выводам.
 

Вывод 1. Несмотря на то, что в стране  сформирована некоторая система защиты данных прав, однако она явно не обеспечивает в полной мере их защиту, поскольку:

     - многие нормы федерального законодательства должны развиваться  на региональном и муниципальном уровне. Однако, в большинстве случаев этого не происходит (правовая проблема);

     - некоторые законодательные нормы не имеют механизмов реализации;

     - для многих норм не установлена ответственность за их неисполнение;

     - для реализации исследуемых прав граждан создано и функционирует в регионах огромное количество федеральных и краевых органов с пересекающимися полномочиями, в результате наблюдается  эффект «у семи нянек, дитя без глаза»;     

     - население не знает своих прав и законных  механизмов их защиты, а потому не может предпринять адекватных и своевременных  самостоятельных действий по их защите (проблема некомпетентности населения);

     - даже те инвесторы, которые не хотят нарушать права граждан, также не владеют информацией и соответствующими умениями по соблюдению данных прав (проблема некомпетентности инвесторов).

В частности,  некоторые законодательные нормы не имеют механизмов реализации, у других не установлена ответственность за их неисполнение, а зачастую
 

Вывод 2. Для совершенствования системы защиты конституционных прав граждан при осуществлении инвестиционных проектов в муниципальных образованиях   требуется:

     - достройка» региональной и муниципальной составляющих  в существующих системах защиты указанных выше прав граждан;

     - правовое просвещение граждан и подготовка их к осуществлению самостоятельных  действий по защите  своих прав;

     - правовое просвещение  инвесторов в части соблюдения прав граждан при разработке и осуществлении инвестиционных проектов.
 

Вывод 3. Для защиты своих конституционных прав на  благоприятную окружающую среду и права на земельный участок как части общедолевой собственности жильцов многоквартирных домов  граждане должны, как минимум:  

     1. Ходить на публичные слушания по вопросам землепользования и застройки.

     2. Самим присматривать за своей собственностью, состоянием воздуха в округе, зелеными насаждениями и  близлежащими стройками.

     3. Учиться защищать свои права, если кто-то их нарушает.
 

Зачем граждане должны  ходить на публичные слушания?

131-й Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уже четвёртый год как дал право рядовому гражданину через публичные слушания участвовать в решении вопросов землепользования и застройки территории города.  На слушаниях каждый человек может открыто заявить о своей позиции по поводу межевания границ земельных участков в своём квартале, планировки застройки,  строительства конкретных объектов и т.д. А чиновники  должны эту позицию учитывать при принятии  своих решений. Таким образом, ходить на публичные слушания, и особенно на слушания по вопросам градорегулирования надо, если хочешь предупредить возможные будущие посягательства на свои права.  
 

Почему  граждане не  ходят на публичные слушания и что с этим делать

Но почему-то  народ  не ходит на публичные слушания. Сразу и не поймешь в чем тут дело. То ли мы слишком  привыкли доверять власти, то ли с организацией публичных слушаний какая-то проблема. Анализ показал, что и то и другое имеет место быть.  

Например, узнать, что проводятся слушания в Хабаровске можно через газету «Хабаровские вести» и в Интернете на сайте мэрии khabarovskadm.ru.  Однако одни не умеют пользоваться Интернетом, а другие не выписывают газету, в которой печатается объявление. Третьи, может, и хотели бы прийти на слушания, но проходят они, как правило, в рабочий день, в 18.00 в Департаменте архитектуры, что на Дикопольцева, 17 (это самый центр города). А ехать с окраины  в центр после рабочего дня  не всякий захочет.

К тому же и с правовыми основами проведения публичных слушаний в г.Хабаровске тоже большие проблемы. Градостроительный кодекс РФ установил, что в целях соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков с жителями городов обязательно должны проводиться публичные слушания. Порядок их проведения должен определяться правовым актом представительного органа местного самоуправления. В нашем случае это Правила землепользования и застройки, которые приняты Хабаровской Городской Думой. В соответствии с законом в этих Правилах  должны быть детально прописаны процедуры проведения публичных слушаний всех шести видов публичных слушаний по вопросам градорегулирования, а именно как проводить  слушания

     - о вопросам градостроительной деятельности;  

     - о внесению изменений в Правила землепользования и застройки;

     - о проектам документации по планировке территории;

     - о проектам границ территории;

     - о предоставлению разрешений на условно разрешенные виды использования недвижимости;

     - о предоставлению разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства,

так как в каждом из этих слушаний есть множество значимых нюансов. В модельных  Правилах, разработанных Институтом экономики города, эти процедуры занимают 24 страницы текста. А что в хабаровских Правилах? 4 строчки: «Проведение публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и Положением о публичных слушаниях в городском округе «Город Хабаровск».

Очевидно, что Градостроительный кодекс РФ ничего не говорит  о том  как, где и кем  должны проводиться слушания в Хабаровске. А в хабаровском Положении об особенностях проведения публичных слушаниях слушаний по вопросам градостроительной деятельности сказано, что

     - роекты  актов не опубликовываются, а по ним организуются выставки, экспозиции демонстрационных материалов указанных проектов;

     - убличные слушания проводит комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которую назначает мэр.  

Вот и все «значимые нюансы». Ни списка документов, которые должны представляться на слушаниях и требования к ним; ни списка вопросов, которые могут осуждаться на слушаниях; ни требований к содержанию итогового документа, ……     

Одним словом, федеральный законодатель и права дал, и обязанности местной власти установил для того, чтобы все могли согласовывать свои интересы и жить на принципах добрососедства. Но вот хабаровские городские депутаты почему-то не желают эти обязанности выполнять. В итоге право у граждан есть, а реализовать его они не могут  из-за    «правового пробела» в хабаровских Правилах землепользования и застройки. Не будем утверждать, что такие Правила - это спланированный сговор депутатов и чиновников. Но если они такие  существуют, то значит это кому-то нужно.  

Налицо правовой пробел! И благодаря вступившему  в силу 2 августа 2009 года федеральному закону №172-ФЗ  «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», появилась  возможность с ним побороться. Дело в том, что «правовой пробел»  классифицируется как  фактор, создающий благоприятные условия для проявления коррупции, и их предписано устранять. Поручено это делать прокурорам, но и граждане должны сами позаботиться о своих правах потребовать  внесения изменений в городские Правила землепользования и застройки. Только в этом случае хабаровчане смогут иметь реальную возможность влиять на местную власть для защиты своих конституционных прав на земельный участок у дома и права на благоприятную среду обитания.