Понимание проблемы

     Учёт потребностей и интересов граждан должен происходить на этапе проектирования и принятия властных решений. Если этого не происходит, то все проблемы, проистекающие из неучёта интересов граждан, «вылезают» на этапе осуществления решений. И тогда речь уже идёт, как правило, о защите интересов и о восстановлении нарушенных прав. Кроме того, привлечение граждан и  гражданских организаций  на  этапе проектирования решения может служить не только  для сбора информации о потребностях и интересах граждан и гражданских организаций, но и позволит получать информацию о возможных путях удовлетворения потребностей и интересов граждан. На этапе принятия решений привлечение  институтов гражданского общества целесообразно  для оценки оптимальности принимаемого решения с точки зрения потребностей и интересов граждан, а также возможных последствий принимаемого решения.

     Для практической реализации такого участия населения в общественном управлении необходимо, чтобы все эти процедуры имели соответствующее правовое обеспечение. В настоящее время   формы  участия населения в осуществлении местного самоуправления определены в главе 5 федерального закона 131-ФЗ и включают в себя:

  • Местный референдум
  • Муниципальные выборы
  • Голосование по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
  • Сход граждан
  • Правотворческая инициатива граждан
  • Территориальное общественное самоуправление
  • Публичные слушания
  • Собрание граждан
  • Конференция граждан (собрание делегатов)
  • Опрос граждан
  • Обращения граждан в органы местного самоуправления
  • Другие формы осуществления населением местного самоуправления

     Анализ показывает, что по всем этим формам в большинстве муниципальных образований приняты соответствующие муниципальные правовые акты, поскольку на федеральном  уровне были разработаны модельные акты. Вместе с тем, ряд принятых правовых актов требует корректировки, поскольку заложенные в них нормы не способствуют участию населений в местном самоуправлении, а наоборот препятствует ему.   В частности, анализ правовых актов Хабаровска показал следующее.

     Правотворческая инициатива граждан. В соответствии с принятым в городе положением, группа граждан города может внести на рассмотрение Думы проект муниципального правового акта. При этом к проекту должны прилагаться: пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование, список инициативной группы (составленный по форме) и сопроводительное письмо, а инициативная группа должна содержать не менее 1 процента от числа избирателей города, а это около 4000 человек!!! Но даже если вы и собрали такую группу, и представили все необходимые документы по форме, то нет никакой гарантии, что вашу инициативу не отклонит на предварительной стадии рассмотрения профильный комитет Думы, а уж тем более примет Дума.

     Заметим, что 1 процент это большая победа демократических сил Хабаровска, так как на стадии подготовки и принятия положения о правотворческой инициативе граждан, администрация города билась за 3% (12 тысяч подписей)!

     Собрание граждан в соответствии с принятым  положением могут проводиться на  отдельных городских территориях с охватом  не менее 2000 человек!!! На собраниях граждане информируются о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, а также могут обсуждаться вопросы местного значения. Для организации такого собрания должна собраться инициативная группа в составе не менее 10 человек, которая затем должна собрать подписи не менее 1 процента жителей данной территории и обратится с соответствующей просьбой в Городскую Думу. Дума, в свою очередь, может принять решение о проведении собрания, но может и отклонить инициативу.

     Публичные слушания в Хабаровске.  В соответствии с принятым положением публичные  слушания проводятся только по проектам муниципальных правовых актов, а их инициатором может быть Городская Дума, Мэр или инициативная группа населения в количестве не менее 1000 человек!!!

     Перечень форм  участия населения в местном самоуправлении, установленный Главой 5, явно недостаточен для обеспечения участия граждан на этапе проектирования и принятия решений, что, в свою очередь, создавало бы благоприятные условия для учёта их интересов и потребностей.  В связи с этим необходимо включение в данный перечень таких форм как   

  • Участие представителей гражданского общества в группах по проектированию решений органов  власти  
  • Гражданская экспертиза
  • Гражданский запрос
  • Участие граждан в коллегиях и коллегиальных органах при органах власти
  • Общественные органы при органах  власти

В настоящее время соответствующие разработки имеются и при определённой доработке могут быть предложены для принятия как на муниципальном, так и региональном уровне.